Постулаты Бытия — II

О ЗЛЫХ ДУХАХ И СЕТЯХ САТАНЫ.

Связь видимого мира с невидимым, служение ангелов Божьих и происки злых духов – обо всех этих явлениях, неотделимых от истории человечества, ясно говорится в Священном Писании. Современные люди все меньше верят в существование злых духов, святых ангелов, которые служат "для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. 1:14), принимают за духов умерших. Но Священное Писание не только свидетельствует о существовании как добрых, так и злых ангелов, но и неоспоримо доказывает, что они не являются бестелесными духами умерших людей.

Ангелы существовали еще до сотворения человека – когда полагалось основание земли, "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости" (Иов 38:7). После грехопадения людей ангелов послали охранять древо жизни, хотя в то время еще ни один человек не умер. Ангелы по своей природе могущественнее людей, ибо псалмопевец говорит, что человек немного был умален перед ангелами (см. Пс. 8:6). [512]

Из Священного Писания мы узнаем о численности, силе и славе небесных существ, о том, какое они имеют отношение к правлению Господа и к делу искупления. "Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает" (Пс. 102:19). И пророк говорит: "Я... слышал голос многих Ангелов вокруг престола" (Откр. 5:11). Они ожидают в приемной Царя царей – "Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его... служители Его, исполняющие волю Его" (Пс. 102:20, 21). Даниил видел тысячи, десятки тысяч небесных посланников. Апостол Павел говорит о "тьме ангелов" (см. Дан. 7:10; Евр. 12:22). Исполняя Божьи поручения, ангелы летят, подобно молнии (см. Иез. 1:14). Как великолепны они, как быстры их движения! Ангел, появившийся у могилы Спасителя, "был как молния, и одежда его бела как снег"; его вид поверг стражей в ужас, и они "стали как мертвые" (Мф. 28:3, 4). Когда Сеннахирим, надменный ассириец, насмехался и хулил Бога, угрожая Израилю гибелью, то "случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч". "Он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих" из армии Сеннахирима. "И возвратился он со стыдом в землю свою" (4 Цар. 19:35; 2 Пар. 32:21).

Ангелы посылаются к детям Божьим для служения милосердия. Так, Аврааму они возвестили обетования благословения; к воротам Содома, обреченного на гибель, они пришли с твердым намерением спасти праведного Лота от ужасной смерти; к Илии явились в то время, когда он, измученный, погибал от голода в пустыне; Елисею были посланы огненные колесницы и всадники в город, где его окружили враги; Даниилу помогли, когда он просил о Божественной мудрости во дворе языческого царя и когда он был брошен на растерзание львам; ангелы явились к Петру, ждавшему смерти в темнице Ирода, к Павлу и Силе – в Филиппах; Павлу и его спутникам они помогли уцелеть ночью во время бури, а Корнилию открыли глаза на истины Евангелия, направив Петра с вестью спасения к язычнику. Таким образом, святые ангелы во все времена служили народу Божьему. [513]

Каждый христианин имеет ангела-хранителя. Эти небесные стражи защищают праведника от козней лукавого. И сам сатана признает это, говоря: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?" (Иов 1:9,10). По словам псалмопевца, Господь защищает Свой народ таким образом: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс. 33:8). Спаситель заботится о тех, кто верит в Него: "Не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18:10). Ангелы, назначенные для служения детям Божьим, всегда имеют свободный доступ к Небесному Отцу.

Все коварные обольщения и бесчисленные происки князя тьмы, все силы зла обрушиваются на народ Божий, но ему обеспечена неустанная охрана небесных ангелов. Верующие действительно нуждаются в этом. Бог дарует Своим детям обетования благодати и защиты потому, что Ему известно, с какими могущественными силами зла им придется иметь дело – с силами многочисленными, исполненными решимости и неутомимыми; с силами, опасность которых нельзя недооценивать.

Вначале злые духи были безгрешны и по своей природе, силе и славе равнялись святым существам, которые теперь являются Божьими посланниками. Но, согрешив, они объединились, чтобы обесчестить Бога и уничтожить человека. Поддержав сатану в его восстании, они вместе с ним были изгнаны с неба и потом на протяжении всех веков боролись против Божественной власти. Священное Писание сообщает нам об их заговоре и правлении, а также о могуществе, хитрости и коварстве злых духов разных рангов, стремящихся лишить людей мира и счастья. [514]

В Ветхом Завете лишь изредка упоминается об их существовании, злые духи наиболее очевидным образом проявляли свою силу и власть во время земного служения Христа. Христос пришел на землю, чтобы исполнить предначертанный план искупления человека, и сатана решил отстаивать свои права на этот мир. Ему удалось заронить семена идолопоклонства в каждом уголке земли, кроме Палестины. И Христос пришел сюда, в единственное место, где влияние искусителя было еще не очень сильно, чтобы озарить этот народ небесным светом. Тут и столкнулись две противоборствующие силы. Иисус простер Свои руки с любовью, приглашая всех прийти к Нему и обрести в Нем прощение и мир. Силы тьмы видели, что их власть не безраздельна, что в случае успеха миссии Христа их правлению быстро наступит конец. Сатана неистовствовал, подобно скованному цепью льву, и дерзко проявлял свою власть над телами и душами людей.

Новый Завет ясно говорит о том, что были люди, одержимые бесами. И они страдали не только телесно. Христос прекрасно понимал, с кем имеет дело. Он видел непосредственное присутствие злых духов и узнавал их деяния.

В Священном Писании мы находим яркий пример многочисленности, силы и коварства злых духов, а также могущества и милосердия Христа. Это был случай с исцелением одержимых бесами в стране Гергесинской. Эти несчастные бесноватые, которые разрывали любые путы, неистовствовали с пеной у рта, наполняя воздух воплями, причиняя увечья себе и представляя угрозу для всех, кто к ним приближался. Их окровавленные и изувеченные тела и помраченный разум являли собой картину, радовавшую князя тьмы. Один из одержимых заявил: "Легион имя мне, потому что нас много" (Мк. 5:9). В римской армии легион состоял из трех или пяти тысяч человек. Воинство сатаны также разделено на группы, и группа, к которой принадлежали эти бесы, насчитывала не меньше легиона. [515]

Повинуясь приказу Иисуса, злые духи оставили свои жертвы, и те, умиротворенные, успокоенные и в здравом рассудке, тихо сидели у ног Спасителя. Но бесы, которым разрешили войти в стадо свиней, ввергнули животных в морскую пучину. Жителям Гергесинской страны эта потеря показалась настолько великой, что они отказались от благословений Христа, и Божественный Исцелитель был вынужден удалиться. Этого и добивался сатана. Обвинив Иисуса в гибели стада, он пробудил в людях чувство эгоистичного страха, и они отказались выслушать Божественного Учителя. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, вместо того чтобы винить в этих бедах себя и своих пособников. Он все время перекладывает вину с больной головы на здоровую.

Но планы Христа не расстроились. Он разрешил злым духам уничтожить стадо свиней и вместе с тем обличил иудеев, которые держали этих нечистых животных ради прибыли. Если бы Христос не удержал бесов, они увлекли бы в море не только свиней, но также и их владельцев. Только благодаря милости и состраданию Христа они были спасены. Более того, это событие было допущено, чтобы Его ученики получили возможность воочию убедиться, как жестоко сатана властвует над людьми и животными. Спаситель желал, чтобы Его последователи лучше узнали врага, с которым им придется встречаться, дабы не быть обманутыми и побежденными его хитростью и лукавством. Он также хотел, чтобы жители той местности увидели, что Он способен сокрушать узы сатаны и освобождать его пленников. И хотя Иисусу и пришлось покинуть эти края, люди, чудесно освобожденные Им, остались, чтобы свидетельствовать о своем Благодетеле.

В Священном Писании встречаются и другие подобные примеры. Иисус изгнал нечистого духа из дочери сирофиникиянки (см. Мк. 7:26-30). "Один человек был одержим бесом немым и слепым" (см. Мф. 12:22), юноша имел духа немого, который неоднократно "бросал его в огонь и воду, чтобы погубить его" (см. Мк. 9:17-27); бесноватый, которого мучил "нечистый дух" и который нарушил субботнее богослужение в Капернауме (см. Лк. 4:33-36), – все эти несчастные были исцелены сострадательным Спасителем. Почти во всех случаях Христос обращался к бесам как к разумным существам, повелевая им оставить свою жертву и больше не мучить ее. Когда молящиеся в Капернауме увидели могущество Христа, они были все изумлены и восклицали: "Что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?" (Лк. 4:36). [516]

Одержимые бесами обычно испытывали величайшие страдания, но были и исключения из этого правила. Для того чтобы обладать сверхъестественной силой, некоторые добровольно отдавали себя во власть сатаны. Безусловно, таковые не враждовали с бесами. К этой категории принадлежали прорицатели Симон-волхв, Елима-волхв и служанка, которая следовала за Павлом и Силой в Филиппах.

Влияние нечистых духов представляет величайшую опасность для тех, кто, невзирая на определенные и исчерпывающие свидетельства Писания, отрицают существование сатаны и его ангелов. До тех пор, пока мы пребываем в неведении относительно их хитрости и коварства, они обладают огромным преимуществом; многие следуют их советам и предложениям, думая, что руководствуются собственным умом. По мере того как приближается конец времени, когда сатана будет действовать с необычайной силой, чтобы обольщать и губить, он повсюду насаждает неверие в свое существование. В этом-то и заключается сатанинское коварство, чтобы действовать совершенно незаметно и скрытно.

Великий обманщик ничего так не страшится, как разоблачения своих ухищрений. Чтобы лучше замаскировать свой подлинный характер и намерения, он старается представить себя в таком виде, чтобы вызвать у людей только презрительную насмешку. Его вполне устраивает, когда его изображают уродливым, смешным и гадким существом – полуживотным, получеловеком. Ему нравится, когда образованные люди говорят о нем в шутливом, насмешливом тоне. [517]

И именно потому, что ему удалось с таким непревзойденным мастерством скрыть свою подлинную суть, повсюду звучит один и тот же вопрос: "А разве он на самом деле существует?" Религиозный мир принял учения, находящиеся в резком противоречии с яснейшими свидетельствами Слова Божьего, – это также говорит об успехе его работы. И именно потому, что сатана с такой легкостью покоряет людей, которые не подозревают о его влиянии, в Слове Божьем и приводятся многочисленные примеры его зловещей деятельности, раскрывающие перед нами его тайные силы и побуждающие нас всегда быть готовыми отражать его нападки.

Сила и злоба сатаны и его воинства могли бы вызвать у нас законное чувство тревоги и волнения, если бы мы не имели надежного убежища в могущественной силе нашего Искупителя. Мы тщательно запираем наши дома на засовы и замки, чтобы уберечь имущество и жизнь от злых людей, но как редко мы думаем о злых духах, которые постоянно ищут доступа к нашему сердцу и против которых мы собственными силами не способны защититься. Если бы только им было позволено, они бы затуманили наш рассудок, растерзали бы наше тело, уничтожили наше имущество и нашу жизнь. Страдания и разруха приносят им неподдельную радость. Как ужасно положение тех, кто противится Божественным предписаниям и уступает искушениям сатаны, пока Бог не отказывается от них, оставляя их во власти нечистых духов. Но те, кто следует за Христом, всегда находятся под Его защитой. Для их охраны посланы могущественные небесные ангелы, превосходящие силой. И лукавый оказывается бессилен пробиться через стражу, которой Бог окружает Свой народ. [518]

Великая борьба между Христом и сатаной, которая длится вот уже 500 000 лет, приближается к концу, и лукавый удесятеряет свои старания, стремясь разрушить план спасения человека и уловить последователей Христа в свои сети. Его цель – держать людей во тьме, не позволяя им раскаяться до тех пор, пока не окончится посредническое служение Христа и уже не будет больше жертвы за грех.

Когда люди не прилагают никаких усилий, чтобы сопротивляться его власти, когда в церкви и в мире царит дух равнодушия и безразличия, сатана спокоен – ему не угрожает потеря тех, кто являются его узниками. Но когда люди начинают задумываться о проблемах, связанных с вечностью, и в душе возникает вопрос: "Что мне делать, чтобы спастись?", сатана тут же настораживается и пытается противодействовать власти Христа и нейтрализовать влияние Святого Духа.

В Священном Писании говорится об одном случае, когда вместе с ангелами пред лицом Божьим явился и сатана (см. Иов 1:6). Не для того, чтобы склониться перед Вечным Царем, а чтобы осуществить свои злые намерения против праведников. С той же целью он присутствует на богослужениях. Будучи невидимым, он изо всех сил старается завладеть мыслями молящихся. Подобно талантливому полководцу, он заблаговременно составляет планы. Замечая, что проповедник погружен в изучение Писания, сатана также концентрирует внимание на теме предстоящей проповеди. И затем прилагает все свои силы, хитрость и искусство, создавая такие обстоятельства, при которых весть истины не достигнет людей, обольщаемых им в этом вопросе. И тот, кто наиболее остро нуждается в предостережении, окажется занят неотложными делами, или же другие обстоятельства отвлекут его и помешают услышать слова, которые могли бы стать для него запахом живительным на жизнь. [519]

Неопределенные, надуманные толкования Писания, многочисленные противоречащие друг другу теории относительно религиозной веры, которые мы находим в христианском мире, – все это результат деятельности великого обманщика, таким путем пытающегося смутить людей и увести их от истины. Разногласия и расколы в современных христианских церквах в значительной степени объясняются широко распространившимся обычаем искажать Писание, чтобы подогнать его под ту или иную излюбленную теорию. Вместо того чтобы внимательно изучать Слово Божье и со смиренным сердцем стремиться постичь Его волю, многие ищут лишь чего-то необыкновенного и оригинального. [521]

Человеческие знания относительно материального и духовного мира неполны и несовершенны, поэтому многие не могут согласовать свои научные воззрения с библейским учением. Многие принимают гипотезы и предположения за научные факты и думают, что Слово Божье должно быть проверено этим "лжеименным знанием" (1 Тим. 6:20). Они не в силах постичь Творца и Его деяния, не в силах объяснить все это естественными законами, и потому библейская история воспринимается ими как недостоверная. Те, кто сомневается в достоверности свидетельств Ветхого и Нового Завета, зачастую делают еще один шаг и начинают сомневаться в существовании Бога, приписывая безграничную силу природе. И, потеряв якорь веры, они разбиваются о скалы безбожия.

Таким образом многие от веры переходят к заблуждениям, становятся пленниками сатаны. Люди хотят быть мудрее своего Творца; человеческая философия пытается постичь и объяснить тайны, которые и в вечности не будут открыты.

Среди самых неотразимых обольщений в арсенале великого обманщика – ложное учение и мнимые чудеса спиритизма. Под видом ангела света сатана расставляет свои сети там, где меньше всего этого можно ожидать. Если бы люди с молитвой, прилежно изучали Слово Божье, они не были бы оставлены во тьме и не увлеклись бы лжеучениями. Но, отвергая истину, они становятся жертвой обмана.

Другое опасное заблуждение заключается в отрицании Божественности Христа и Его существования до пришествия на землю. Это учение благосклонно принимают и те, кто заявляет о своей вере Слову Божьему, хотя оно прямо противоречит ясным утверждениям нашего Спасителя относительно Его взаимоотношений с Отцом, Его Божественной сущности и предсуществования. Это учение могут принимать лишь те, кто умышленно хочет извратить Священное Писание. Оно не только принижает представление человека об искупительной Жертве, но и подрывает веру в Библию как Божье откровение. И потому это учение особенно опасно и трудноопровержимо. Когда люди отвергают свидетельство Слова Божьего о Божественности Христа, разубеждать их бесполезно, ни одно самое веское доказательство не подействует: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2:14). Ни один человек, разделяющий это заблуждение, не может иметь правильного представления о характере и миссии Христа или же о великом Божьем плане искупления человека.

Бытует и представление о том, что Второе пришествие Христа – это Его явление каждому человеку после смерти. Этот обман смущает и отвлекает людей, ожидающих Его пришествия на облаках небесных. На протяжении многих веков сатана не раз нашептывал: "Вот, Он в потаенных комнатах" (Мф. 24:26), и многие погибли, соблазнившись этими словами.

Мирская мудрость учит, что молитва не является необходимостью. Ученые заявляют, что не может быть никакого реального ответа на воссылаемую молитву, что это было бы чудом, нарушением законов, а чудес не бывает. Вселенная, говорят они, управляется определенными законами, и Бог ничего не делает вопреки им. Таким образом, Господа изображают подчиненным Его же собственным законам, как будто действие Божественных законов исключает Божественную свободу. Подобные учения противоречат свидетельству Библии. Разве Христос и Его апостолы не совершали чудес? И сегодня милосердный Спаситель жив и с готовностью откликается на молитву веры, как и прежде, когда Он жил на земле. Естественное соседствует со сверхъестественным. Давать нам в ответ на искреннюю молитву то, что без нее мы не получили бы, – часть замысла Божьего.

Сколько лжеучений и надуманных идей господствует сегодня в христианских церквах! Невозможно представить себе все пагубные последствия устранения хотя бы одного из принципов, установленных Словом Божьим. Только немногие из тех, кто осмелился на такой шаг, довольствуются отвержением лишь какой-то одной истины. Большинство отвергают один за другим все принципы истины, пока в конце концов не становятся настоящими безбожниками.

Сатана ничего так пламенно не желает, как уничтожить в человеке доверие к Богу и Его Слову. Сатана возглавляет огромную армию сомневающихся, он изо всех сил старается привлечь людей на свою сторону. Неверие входит в моду. Большой класс людей относится с сомнением к Слову Божьему и его Автору, так как оно порицает и обличает грех. Те, кто не желает повиноваться Его требованиям, пытаются подорвать Его авторитет. Такие люди читают Библию или же слушают проповедника только для того, чтобы найти ошибки в Писании или же проповеди. Немало людей становятся безбожниками лишь для того, чтобы оправдать свое пренебрежительное отношение к долгу. Других приводят к неверию гордыня и праздность. Слишком любящие легкую жизнь, они не могут сделать что-либо, достойное уважения, что требует от них самоотречения и усилий, и, критикуя Библию, стремятся закрепить за собой репутацию мудрецов. Наш ограниченный, не просвещенный Божественной мудростью разум не в состоянии постичь многого. Поэтому такого рода люди всегда найдут повод для критики. А другие считают особой добродетелью стоять да стороне неверия, скептицизма и безбожия. Кажущаяся искренность этих людей скрывает самоуверенность и гордыню. Многие находят особенное удовольствие в том, чтобы выискивать в Священном Писании тексты, которые ставят людей в тупик. Некоторые поначалу занимаются критиканством и придирками просто из любви к спору, не понимая, что тем самым запутываются в сети птицелова. Но, высказав однажды вслух свое неверие, они затем считают своим долгом придерживаться этой точки зрения. Таким образом, они объединяются с нечестивыми и закрывают перед собой врата рая.

Господь в Своем Слове привел достаточно доказательств Своей Божественной сущности. Великие истины, касающиеся нашего искупления, изложены ясно и определенно. С помощью Святого Духа, Который обещан всем, кто искренне ищет Его, каждый человек может самостоятельно постичь эти истины. Бог дал людям прочное основание, на котором они могли бы основывать свою веру. [527]

Недоверие к Богу является естественным результатом не возрожденного сердца, враждующего с Ним. Но вера вдохновляется Святым Духом, и она растет и укрепляется, только если ее лелеять. Никто не может укрепиться в вере без решительных усилий. Неверие усиливается, если его поощрять. И если люди, вместо того чтобы размышлять о доказательствах, которые даны Богом для укрепления их веры, позволяют себе сомневаться и выискивать всевозможные недостатки, то они будут еще больше утверждаться в своем сомнении. [528]

Но те, кто сомневается в обетованиях Божьих и не доверяет Его благодати, бесчестят Его и, вместо того чтобы привлекать других людей ко Христу, своим примером отталкивают их от Него. Такие люди подобны бесплодным деревьям, которые своими длинными и раскидистыми ветвями заслоняют свет другим растениям, обрекая их на увядание и смерть в холодной тени. Вся жизнь этих людей обратится в непрестанное свидетельство против них же самих. Они сеют семена сомнения и неверия и, несомненно, соберут соответствующую жатву.

Для всех, кто искренно желает избавиться от сомнения, существует только один путь: вместо того чтобы ставить надуманные вопросы и подвергать критике то, чего они не понимают, им следует открыть путь свету, который уже изливается на них, и тогда их озарит еще более яркий свет. Пусть они выполняют те обязанности, которые им понятны, и это позволит уразуметь истины, которые пока еще вызывают сомнения, а затем и жить согласно этим истинам.

Сатана может преподнести столь искусно замаскированную подделку, что всякий, кому чужды самоотречение и жертвенность, кто готов обмануться, примет ее за подлинную истину, но подчинить своей власти душу, которая стремится любой ценой познать правду, он не в состоянии. Христос есть истина и "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1:9). Дух истины был послан, чтобы наставить людей на всякую истину. И Сын Божий убежденно сказал: "Ищите, и найдете". Если "кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении" (Мф. 7:7; Ин. 7:17). Последователям Христа мало известно о тех заговорах, которые составляют против них сатана и его приспешники. Но Тот, Кто восседает на небесах, обратит вспять эти коварные козни, чтобы с их помощью осуществлять Свои глубочайшие замыслы. Господь допускает, чтобы Его народ испытал огненные искушения не потому, что находит удовольствие в отчаянии и скорби людей, но потому, что страдания необходимы для окончательной победы над грехом. Если бы Он ограждал их от искушений, это было бы несовместимо с Его славой и непоследовательно, поскольку сама цель испытания заключается в том, чтобы научить людей сопротивляться всем соблазнам. [529]

Ни самые отъявленные негодяи, ни бесы не в состоянии воспрепятствовать делу Божьему, не в состоянии разлучить нас с Господом, если только мы в смирении и раскаянии исповедуем и оставим свои грехи и с верой предъявим права на Его обетования. Каждому искушению, каждому противодействию, будь оно тайным или явным, можно успешно сопротивляться "не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах. 4:6).

Израильский народ тогда был верен Богу, и до тех пор, пока он жил, повинуясь Его Закону, никакие силы земли или ада не могли одолеть его. Но проклятие, которое Валааму не было позволено произнести на детей Божьих, он все-таки сумел навлечь на них, когда ввел их во грех. Нарушив Божьи заповеди, они отделили себя от Бога и оказались во власти губителя. [530]

Сатана хорошо знает, что самая слабая душа, преданная Христу, может с успехом бороться против сил тьмы и что, если он явно проявит себя, ему будет дан достойный отпор. Поэтому он старается выманить воинов креста из их неприступной крепости, а сам ждет, со своим воинством, затаившись в засаде, чтобы в любой момент уничтожить всякого, кто осмелится вступить на его территорию. Нам ничто не угрожает только тогда, когда мы смиренно полагаемся на Бога и соблюдаем все Его заповеди.

Человек не может чувствовать себя в безопасности, если проводит без молитвы хотя бы один день или час. Нам особенно следует просить Господа о том, чтобы Он дал нам мудрости понимать Его Слово. Там изобличены все ухищрения искусителя; в нем открыты те средства, с помощью которых мы сможем успешно сопротивляться ему. Сатана – большой знаток Священного Писания, и он по-своему толкует каждый текст, который надеется сделать для нас камнем преткновения. Нам следует изучать Библию со смиренным сердцем, никогда не забывая о своей зависимости от Бога. Мы всегда должны стоять на страже против обольщений сатаны, постоянно молясь с верой: "Не введи нас во искушение". [531]

{jcomments on}