Постулаты Бытия — II

 

Безмолвие — это сила, ибо, мысленно достигая безмолвия, мы достигаем силы. В месте силы всё едино, всё — единая сила, называемая Богом. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог». Шум — это рассеянная сила. Сосредоточенная сила заключена в молчании. Благодаря сосредоточению («стягиванию к центру»), мы стягиваем все наши силы в одну точку силы, мы безмолвно сопри­касаемся с Богом, сливаемся с Ним, а значит, и со всей силой. Вот наследие человека. «Я и Отец — одно». Есть лишь один способ слиться с силой Отца: сознательно соприкоснуться с Богом. Нельзя соприкоснуться снару­жи, поскольку Бог проявляет себя изнутри. «Бог — во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его». Вступить в осознанный союз с Богом мы сумеем только после того, как обратимся от внешнего к внутрен­нему безмолвию. Тогда мы постигнем, что Его сила при­надлежит нам и что мы можем пользоваться ею всегда. Тогда мы узнаем, что мы едины с Его силой.

И тогда мы поймём, что такое человечность. Человек освободится от суетности и самообмана. Он постигнет своё невежество и ничтожность. Он научится учиться. Он поймёт, что гордеца ничему не научишь. Он узнает, что только смиренный может постигнуть Истину. Он почув­ствует твёрдую почву под ногами, перестанет спотыкаться и обретёт решимость.

Мысль о том, что Бог — единственная сила, субстан­ция и разум, может вас поначалу смутить. Но когда вы по­стигнете истинную природу Бога и дадите Ему действен­ное выражение, вы сможете пользоваться этой силой всегда. Вы поймёте, что сознательно соприкасаетесь с Его силой постоянно — во время еды, бега, дыхания и вели­чайших своих свершений. Человек разучился совершать Божьи деяния только потому, что забыл о величии Божьей силы, которая принадлежит ему.

Бог не внемлет громогласной и суетной болтовне. Нам нужно искать Бога через Христа, невидимую связь с которым мы ощущаем у себя внутри. Отец услышит мольбы только той души, которая изнутри поклоняется Ему в Духе и Истине, и искренне открывается перед Ним. Человек, вступивший в тайную связь с Отцом, ощущает в себе силу. В этом — исполнение всех его желаний. Отец щедро награждает того, кто увидит Его в потайном уголке своей души и пребудет с Ним. Иисус не раз подчёркивал свою индивидуальную связь с Отцом. Он постоянно пре­бывал в сознательном общении с Богом внутри. Он говорил с Богом так, словно бы Бог стоял перед Ним. Эта тайная внутренняя связь наделила Его необоримой силой. Он осознал, что Божий глагол — это не огонь, не земле­трясение и не смерч. Бог — это «веяние тихого ветра»: негромкий, кроткий голос в глубине нашей души.

Когда человек узнает об этом, он обретёт уравнове­шенность. Он научится видеть вещи насквозь. Отбросив старые идеи, он примет новые. Вскоре он обнаружит, на­сколько проста и эффективна эта система. Наконец, он научится анализировать самые неразрешимые вопросы в этот час безмолвия. Если он даже не разрешит их, он всё же освоится с ними. Ему больше не нужно будет суетиться и пыжиться, видя, как цель поминутно ускользает.

Когда вы познакомитесь с великим незнакомцем — с самим собой, — впустите его в свой дом и заприте дверь. В нём вы найдёте самого опасного врага и узнаете, как его одолеть. Вы найдёте своё истинное «Я». Вы найдёте в нём самого верного друга, самого мудрого учителя и самого надёжного советчика — найдёте сами себя. Вы найдёте алтарь. Бог — негасимый огонь, источник добра и силы, которому здесь поклоняются, — это вы сами. Вы узнаете, что Бог пребывает в глубочайшем безмолвии. Вы поймёте, что Святая Святых обретается в вас самих. Вы почувству­ете и узнаете, что каждое ваше желание известно Богу, а значит, это желание самого Бога. Вы почувствуете и узнаете, как тесно взаимосвязаны Бог и человек, Отец и Сын. Вы постигнете, что дух и тело можно отделить друг друга только рассудком, а на самом деле они слиты воедино.

Бог наполняет собой небо и землю. Это великое от­кровение явилось Иакову в безмолвии. Он спал на кам­не материального мира. При вспышке божественного озарения он понял, что внешний мир — лишь отпечаток или отражение образа, пребывающего внутри. Он был так потрясён, что воскликнул: «Истинно Бог (или закон) присутствует на месте сём (на земле или в теле); а я не знал!.. это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». Человек должен понять вместе с Иаковом, что истинные врата в рай ведут сквозь его собственное сознание.

Каждый из нас должен взобраться на эту «лестницу» сознания, чтобы войти в потаённое место, где пребывает Всевышний. Тогда мы уразумеем, что находимся в самом центре тварного мира, слиты воедино со всеми видимыми и невидимыми вещами и обрели Вездесущность. В виде­нии Иакову явилась лестница от земли до неба. Он видел ангелов, восходивших и нисходивших по ней[i]. Это мысли Бога, нисходящие от Духа к форме и восходящие обратно. Подобное откровение пережил Иисус. «И се, отверзлись Ему небеса», и он познал удивительный закон выражения идей: зародившись в божественном Разуме, они обретают форму в материальном мире. Великий Мастер так глубоко постиг этот закон, что научился преобразовывать и ви­доизменять любые формы одним усилием воли. Первое искушение состояло в том, чтобы превратить камни в хлеб и утолить собственный голод. Но, исходя из закона выражения идей, Иисус уразумел, что камни, равно как и все другие видимые формы, исходят от Универсальной Разумной Субстанции — Бога и сами по себе являют­ся истинным выражением божественного Разума; а все мыслимые вещи содержатся в неоформленном виде в этой Универсальной Разумной Субстанции и могут быть созданы по нашему желанию. Голод указал лишь на то, что субстанция, из которой создаётся хлеб и любая другая не­обходимая вещь, всегда под рукой и в неограниченном ко­личестве. Из этой субстанции можно получить хоть хлеб, хоть камни. Любое желание добра — это желание Всевышнего; значит, нас окружает неограниченный запас Универсаль­ной Божественной Субстанции, способной удовлетворить любое наше желание. Просто нам необходимо научиться пользоваться тем, что Бог уже создал для нас, и тогда мы преодолеем свою ограниченность и станем «безгранично свободными».

***

Человек становится цельным лишь в тот момент, когда осознаёт и начинает правильно использовать свою силу и власть. Но когда смертная личность человека воображает себе две противоположные силы, она начинает видеть во всём двойственность, злоупотребляет своей силой и порожда­ет двойственность, ибо человек обладает свободной во­лей и порождает всё то, на чём сосредоточивает внимание. Отсюда разделение и разобщение. Вот судьба человека на Земле. Но грядут перемены. Разобщение скоро достигнет своего пика, и человечество поймёт, что всё проистекает из одного Источника. Люди становятся ближе друг к дру­гу. Человек начинает осознавать, что другой человек не враг ему, а брат. Если он до конца это осознает, то поймёт, что, коль скоро всё возникло из одного Источника, значит, всё должно в него же и возвратиться, то есть все люди должны стать братьями. Тогда человек попадёт на небеса и поймёт, что рай — это внутренний покой и гармония, созданные человеком здесь, на земле. Человек поймёт, что он сам волен выбирать между раем и адом. Само понятие «рая», или «небес», верно; просто произошла небольшая географическая путаница. Человек узнает, что Бог пре­бывает в нём, и не только в нём, но и во всём, что его окру­жает, — в каждой скале, каждом дереве, каждом растении, каждом цветке и каждой сотворённой вещи; что Бог есть даже в воздухе, которым он дышит, в воде, которую он пьёт, в деньгах, которые он тратит; что Бог — субстанция, из которой состоят все вещи. Когда человек дышит, он вдыхает не только воздух, но и Бога; когда человек ест, он принимает не только пищу, но и Бога.

Мы вовсе не хотим основывать новую религию или церковь. Мы считаем, что церквей на сегодняшний день вполне достаточно. Но они должны стать логическими центрами, где люди могли бы постигать истинную при­роду Бога и Христа. Служители культа должны осознать, что церковь символизирует Сознание Христа для всего человечества. Если они поймут это, церковь перестанет разобщать людей; люди осознают, что единственная при­чина разобщения — их собственный конечный ум. И тогда исчезнут различия между церквами и конфесси­ями. Мысль о различиях существует только в конечном уме человека. Вы только посмотрите, к чему она при­вела людей: к чудовищным войнам, к неослабной вражде между народами, семьями и даже членами семей! А всё по­тому, что одна церковная организация, видите ли, решила, что её вероучение лучше других. Но на самом-то деле все учения равноценны, потому что ведут к одному. У каждого свои собственные небеса — ну не абсурд ли это? Полу­чается, каждый человек, почивший в лоне определённой церкви, после смерти обязан блуждать в лабиринте чужих «небес» в поисках того единственного рая, куда его ещё на земле определили. Религиозные организации и служители культа с каждым днём становятся ближе друг к другу, и уже недалёк тот день, когда они объединятся. А когда все станут едины, отпадёт нужда и в «организациях».

***

Когда человек прозревает и постигает Я ЕСМЬ, он постигает, что в нём самом находятся сила, субстанция и интеллект, придающие форму всем формам; что как только истинная и определённая идея желания становится интеллектуально оформленной, к ней стекаются сила, интеллект и субстанция духа и производят её на свет. Не это ли небесные сокровища, которые мы проглядели? Внутри нас в неоформленном виде сокрыты несметные богатства. Это понимают все, кто нашёл свою жемчужину. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Вникните в смысл этих слов. «Всё приложится», потому что всё создано из субстанции Духа. Когда сознание обретёт Дух, оно сможет творить желаемые вещи. Пробуждённый человек осознаёт в себе созидательный принцип; жизнь даёт ему возможность этот принцип реализовать. Он представляет себе или осознаёт свои возможности. Ощутив в себе созидательную силу, он вспоминает своё самое заветное желание; оно становится идеалом или матрицей, которую должны заполнить сила и субстанция. Я ВИЖУ — это внутреннее представление; это Земля обетованная, или сбывшаяся мечта, к которой стремится душа верующего. Даже если он овладевает ею неосознанно, она всё равно обретает видимую форму. Душа должна одолеть пустыню опыта, и только после этого она удостоится искупления. Понимая, что видит Землю обетованную, то есть идеал, который необходимо осуществить, душа начинает видеть только хорошее, ставшее предметом её желаний. Теперь любые сомнения и колебания могут иметь роковые последствия. Нужно быть верным своему видению и не мешкать. Оно посещает всех; оно так же необходимо человеку, как чертежи и инструкция — строителю. Человек обязан в точности следовать этому видению, как строитель следует чертежам и инструкциям, составленным архитектором. Нужно забыть обо всём во имя истины.

Все великие души верны своим видениям. Сначала их посещает видение, затем они бросают идею в почву своей души, а потом дают ей прорасти и распуститься. Эти души не обращают никакого внимания на тех, кто им не верит. Они готовы пожертвовать собой ради своих видений, всегда остаются верны им, верят в них и получают по вере своей. Иисус до конца остался верен Своему видению. Он продолжал выполнять Своё предначертание даже тогда, когда самые близкие и дорогие ему люди разуверились и предали Его. И Он получил по вере Своей, и все мы получим по вере нашей.

Когда индивид отправляется в Землю обетованную, он должен оставить и навсегда забыть землю тьмы. Он должен выйти из тьмы и направиться к свету. Нельзя в одно и то же время уходить и оставаться. Нужно распрощаться со старым и принять новое. Человек должен забыть всё то, о чём не хочет вспоминать, и помнить только то, что хочет сохранить в памяти. Первое не менее важно, чем второе. Если человек хочет воплотить видение, он должен помнить только о нём. Он должен мысленно представлять себе образ, который хочет реализовать. Он должен забыть всё то, что не хочет реализовать. Все его идеи, мысли, слова и действия должны в точности соответствовать видению. В этом состоит истинное сосредоточение, или стягивание всех сил в основную точку. В этом заключается любовь к идеалу. Выразить идеал можно только посредством любви. Благодаря любви идеальное становится реальным.

Если даже с первого раза у вас ничего не получится, не отчаивайтесь. Закалив в себе волю, обретя уверенность и твёрдую веру, вы сумеете направить свою силу к идеалу. Без такого сознательного управления своей силой и волевой закалки вам никогда не достичь идеала; но ваша воля тоже должна быть идеальной. Воля не может качественно отличаться от идеала, которому она служит. Если у воли нет желания служить, она не сможет извлечь из души силу, которой хочет управлять. Воля, которой служат, обращает поток жизни против себя самой. Воля, которая служит, пропускает поток жизни сквозь себя и купается в лучах света. Служение оправдывает видение и наполняет жизнь любовью. Любовь находит выражение только в жизни. Когда любовь струится сквозь сознание, ей откликается весь организм; каждая его клеточка трепещет от любви, которую выражает. Тело обретает гармонию; душа начинает светиться; ум просветляется; мысль становится острой, блестящей, живой и точной; слово становится позитивным, верным и конструктивным; плоть обновляется, очищается и оживает; дела приводятся в порядок, а все вещи принимают надлежащее положение. Я ЕСМЬ выражается через «я», а «я» больше не подавляет Я ЕСМЬ. Тело сможет выражать Дух только в том случае, если станет послушно Ему. Сознательный разум должен стремиться к Духу, чтобы познать Его силу. Только тогда человек узнает, что Дух — это удовлетворение потребности. Удовлетворение потребности ближнего — вот высшее его выражение. Сокровища Духа открываются только тем, кто стремится помочь ближнему. Стоит сказать: «Желаю служить», — и перед вами откроется бездонный кладезь Всевышнего

***

Если тело представляет собой низшую ступень мыс­лительной деятельности, то Дух символизирует высшее мышление Божественного Разума. Если тело — это внеш­нее выражение мысли, то в Духе форма черпает начальный импульс, поступающий из Божественного Разума. Все возможности Божественного Разума содержатся в бес­смертной, или реальной, Личности.

Мыслительная атмосфера — это реальная, осязаемая вещь; в ней содержатся все составные элементы тела. Большинство людей полагает, что нематериальные вещи невидимы, и сколько бы их ни убеждали в обратном, они продолжают верить, что мысли можно утаить. Утаились ли Адам и Ева от Бога и Его Закона? Неплохо бы вам уяснить, что каждый из нас носит при себе открытую книгу своей жизни, в которой могут читать все люди. Один умеет читать мысли лучше, другой — хуже; но каж­дый человек обладает этой способностью, и наши тайны ни от кого не укроются. Так что все наши слова, остывая, выступают у нас на теле и становятся видны всем людям. Немного практики, и вы научитесь ощущать мысли­тельную силу окружающей вас атмосферы и постепенно осознаете, что она такая же реальная вещь, как и весь внешний мир.

Я постиг, что человек, попирающий ногами землю, в то же время может воспарить к горним высотам. Подобно нашим Праотцам, он может ходить по земле и при этом беседовать с Богом; и чем чаще он будет это делать, тем труднее ему будет разграничить Универсальную Жизнь и своё собственное существование. Когда человек по­средством духовного понимания утверждает свой союз с Богом, размывается граница, отделяющая Бога от челове­ка. Когда он достигает этой точки, то понимает, что подра­зумевал Иисус под словами: «Я и Отец — одно».

Великие философы древности выдвинули идею «три­единого человека», но никто из них никогда не говорил о том, что в одном человеке заключено три личности. Они просто считали человека триединым существом — и виде­ли в этом его человеческую суть.

Склонность к персонализации привела к тому, что даже «Святую Троицу» стали рассматривать как «един­ство во трёх ликах». Неужели не проще выделить три аспекта Универсального Разума, или Бога, а именно: Вез­десущность, Всемогущество и Всезнание? До тех пор, пока люди будут считать Триединого Бога «единым во трёх ликах» (бессмысленное утверждение, которое заставляют принимать без рассуждений), человечество будет коснеть в предрассудках, а значит, пребывать в плену сомнений и страха.

Если триединая природа Бога носит духовный; а не физический характер, значит, троичность человека сле­дует рассматривать не с материальной, а с идеальной точки зрения. Один мудрый человек сказал: «Презрев всё на свете, мудрец должен стремиться к познанию само­го себя, ибо нет знания более высокого и приносящего большее удовлетворение, нежели познание собственной природы». Если человек познал своё «я», ему останется только открыть свои скрытые возможности, потаённые силы и дремлющие способности. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» Его душа — это его духовное «я», и если он познает своё духовное «я», то построит целый мир на благо своим ближним. Я постиг, что человек, достигший конечной цели, должен исследовать глубины своего истинного «Я» и обрести в нём Бога, или полноту добра. Из-за своей тро­ичной природы, включающей дух, душу и тело, человек, пребывая в состоянии духовного невежества, склонен мыслить на самом низком, физическом уровне.

Невежественный человек почитает своё тело источ­ником всех мыслимых наслаждений, но наступает время, когда оно становится для него причиной немыслимых страданий. Чему не научила мудрость, тому научит горе: оказавшись припёртым к стенке, человек выбирает муд­рость. Иисус, Осирис и Будда учили, что всеми силами своей души мы должны стремиться к мудрости.

Мысль, действующая на уровне разума, настолько повышает вибрации тела, что оно принимает форму жид­кости. На этом уровне мысль нельзя назвать ни целиком материальной, ни целиком духовной. Когда она раскачи­вается, словно маятник, между материальным и духовным, для каждого человека наступает время выбора. Если он вы­берет материальное, то окажется в мире хаоса и неразберихи. Если же он выберет дух, то вознесётся к куполу Божьего храма, пребывающего в нём самом. Это состояние мысли можно сравнить с газообразным состоянием материи, ста­новящейся необыкновенно упругой и бесконечно растяжи­мой. Бог предоставляет человеку право выбора: направить ли жидкий поток мысли к горним высотам, возвышающим­ся над мраком сомнений, страхов, грехов и болезней, или же спустить его в зловонные бездны звериных начал.

Если, представляя человека в виде триединства духа, разума и тела, рассмотреть его с точки зрения ума, или души, то можно обнаружить, что он занимает промежу­точное положение между двумя полюсами умственной деятельности: низшим полюсом — телом, и высшим по­люсом — духом. Ум служит связующим звеном между миром видимого и невидимого. Действуя на уровне орга­нов чувств, разум становится рассадником всех звериных инстинктов и страстей. Этот змей из Эдемского сада уго­варивает человека отведать ядовитый плод. Когда Иисус говорил: «Как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому», он имел в виду не распятие на кресте, но вознесение души над обманами органов чувств. Душа, находящаяся между духом и телом и тесно связанная с обоими, способна мыслить на ещё более низком уровне, чем животные; и в то же время она может войти в сознательный союз с чистым духом и познать мир, чистоту и Божью Силу.

Когда сын человеческий возносится над заблуждени­ями физического мира, он начинает мыслить и действо­вать на уровне чистого интеллекта. Он проводит разли­чие между инстинктами, объединяющими его с другими представителями животного мира, и божественными интуициями, которые роднят его с Богом. Я увидел, что душа человека, мыслящего на чистом духовном уровне, со­знательно вступает в ту область, где воспринимает уже не сами вещи, а их идеи. Она перестаёт зависеть от органов чувств, зрение у неё проясняется, а кругозор расширяется. Здесь-то Божественный Интеллект и открывает для неё вдохновенную и целебную истину.

Когда сын человеческий возносится над бездной материального мира и видит вокруг себя картины мира умственного, исполненные спокойной красоты и благо­родства, его начинает охватывать законное чувство не­удовлетворения, и душа его стремится всё выше и выше. И вот он уже не просто наблюдает безмятежно-прекрасные картины, но становится их участником. Он заглянул внутрь, и внутреннее стало для него всем, а внешнее — внутренним. Раньше он мучился в мире следствий, теперь очутился в блаженном царстве причин.

Дух триединого человека — это чистый разум, или та­кая область сознания, где никакие свидетельства органов чувств и никакие людские мнения не могут поколебать раз и навсегда установленной истины; это внутренний Христос, или Сын Божий, пребывающий в сыне человече­ском, который не подвержен никаким страхам и сомнени­ям. С этой вершины своего существа человек взирает на весь мир просветлённым взором образованной души. Он видит в небесах и на небе такие вещи, какие и не снились философам. Когда человек постигает, что его существо не сводится к телу, наделённому разумом и управляемому изнутри или снаружи, и что душа и тело должны во всём повиноваться реальному духовному «я», он выражает ту Богоданную власть, которой был наделён изначально.

Дух — это верховная сущность человека. Дух никогда не болеет и не страдает. Как сказал великий Эмерсон, «страдания — удел конечного. Бесконечное лежит в удоб­ной позе с улыбкой на устах». Иов говорил, что человек — это Дух и что Всемогущий вдохнул в него жизнь. Так оно и есть: Дух даёт человеку жизнь и управляет всеми его дей­ствиями. Дух издаёт властные приказы, и все подчиняются его праведной воле.

В сердцах людей брезжит рассвет Новой Эры, обла­чённой в одежду грядущего дня; и скоро уже воссияет в них девственный Божий Дух, и распахнутся двери новой, свободной жизни, в которые смогут войти все желаю­щие. Исполненная надежд и стремлений, вечно юная и трепетная душа человека стоит на пороге новой эры, величественней которой не видели небеса с самого дня Творения. Звезда Вифлеема засияла в полную силу в миг рождения Иисуса, но скоро она разгорится ярче Солнца. Это произойдёт в день рождения Христа в сердцах всех людей.

Наутро Чандер Сэн продолжил нашу беседу:

Я получил бесспорное доказательство того, что человеческий интеллект может стать Божественным. Я по­нял, что могу войти в Царство Божье, пребывающее внутри меня. Теперь я знаю, что Бог — единственная сила, Везде­сущая и Всеведущая; что грехи, вражда, болезни, старость и смерть навсегда ушли в прошлое. Я осознал реальность и понял, что раньше блуждал в тумане иллюзий. Время и пространство полностью упразднены, и я знаю, что живу сейчас в субъективном, относящемся к объективному миру. Если бы я только прислушался к редким и робким подсказ­кам наиболее утончённых органов чувств, я избавился бы от сотен тревожных и томительных часов. В юности, подоб­но большинству людей, я решил для себя, что жизнь даётся лишь раз, а потому нужно взять от неё как можно больше, чтобы удовлетворить свою ненасытную утробу. Своекоры­стие я сделал своей звездой и, полностью подчинившись звериным инстинктам, растратил жизненные соки своего тела, пока оно не превратилось в полую оболочку. Позволь­те мне показать это на графическом примере.

Он посидел минуту молча, и на стене возникло изображение. Сначала на экране появился Чандер, каким мы видели его совсем недавно. Это был древний старик, еле переставлявший ноги и опиравшийся на деревянную палку. Его сменил портрет воскресшего и помолодевшего Чандера. Он продолжал:

На первой картине изображён человек, растратив­ший свои энергии и жизненные соки, с полой оболочкой вместо тела. Вторая изображает человека, сохранившего в своём теле энергии и жизненные соки. Вы полагаете, что моё тело полностью омолодилось, и это отчасти верно. Но я рассматриваю происшедшее под несколько иным углом. Мне просто повезло, что рядом оказались мои дорогие помощники и доброжелатели, а что же делать остальным?

Для того, чтобы вы уловили мою мысль, пронаблюда­ем жизнь человека от рождения до смерти, которую вы считаете её безусловным концом. Родился ребёнок. Он пока ещё не сознаёт животворных соков, омывающих его тело; они бездействуют, потому что бездействуют и не развиваются органы, вырабатывающие эти соки. На этом этапе нормальный ребёнок, обычно красив, подвижен, исполнен сил и здоровья. Жизненные соки накаплива­ются и крепнут, и наконец, развитие ребёнка достигает той стадии, когда они становятся активными и их можно тратить. Когда ребёнок начинает растрачивать свои соки, он взрослеет не по дням, а по часам. Глаза теряют блеск, а тело — подвижность и грацию. Черты лица грубеют. Буквально через несколько лет его мышцы перестают под­чиняться приказаниям мозга, а тело дряхлеет и скоро от него остаётся лишь полая оболочка.

А теперь посмотрим на человека, сохранившего все свои жизненные соки, — какой он сильный и энергичный! Если он будет сохранять свои жизненные соки и впредь, то, даже не питая никаких возвышенных надежд, прожи­вёт на земле втрое, а то и вчетверо дольше, чем человек, их растративший. Если же он осознает, какую судьбу уготовил ему Бог, он с тем большим усердием станет оберегать свои жизненные соки и, наконец, поймёт, что это необходимое условие совершенного развития.

Ещё совсем недавно ваши учёные открыли систему кровообращения, состоящую из замысловатой сетки ар­терий и вен. Но им ещё предстоит открыть гораздо более сложную и хитроумную систему обращения жизненных соков, питающих энергией все клетки вашего тела. Ве­гетативная нервная система направляет эту жизненную энергию в головной мозг. Определённая группа мозговых клеток распределяет её между всеми клетками тела по нервным каналам. Жизненная энергия служит для нервов надёжной защитой. Если постоянно растрачивать жиз­ненные силы, мозговые клетки постепенно деревенеют, разлагаются и отмирают, а новые, призванные их сменить, гибнут ещё не родившись. Если же заботиться о своей жизненной энергии, то старые клетки будут замещаться новыми с одинаковой быстротой и в десять, и в пятьсот лет.

Если вы сохраните свои жизненные силы, ваше тело всегда будет исполнено жизни, которую вы сможете со­общать любым формам. Вы сможете нарисовать картину, изваять статую или смастерить какую-нибудь поделку, выражающую ваш идеал, а затем вдохнуть в неё жизнь. Творение рук ваших оживёт и сможет говорить с вами и с теми, кто способен постичь «вдохновлённую» в него жизнь; ваше создание сможет двигаться, потому что так велели вы, то есть пребывающий в вас Бог. Однако любая форма сможет принять человеческий облик лишь в том случае, если вы проведёте её через горнило чистой Божественной Жизни; тогда она станет такой же совершенной, как вы, а вы оправдаете взятую на себя от­ветственность. Так творит истинный гений.

Хочу указать вам на одну широко распространённую ошибку. Человек, которого вы называете «гениальным», сознательно или неосознанно, приобретает способность сохранять в чистоте и направлять по естественным кана­лам жизненную энергию; благодаря этому дару тело его оживает, и он понимает, что ему суждено выразить нечто великое. Если он сохраняет свои жизненные силы и предо­ставляет им полную свободу, он идёт от одного славного свершения к другому; но стоит ему хоть на минуту предаться похоти, и он тут же утрачивает способность творить. Тело укрепляется сохранением жизненных сил в клетках с более тонкой организацией. Гений, достигший славы, но не развивший в себе более глубокого понимания и Божественных способностей, гибнет в болоте самовозвеличения. Он расстаётся со своей путеводной звездой и в стремлении ко всё новым и новым удовольствиям растрачивает свои жизненные соки и вскоре теряет всю свою энергию. Горе пробуждённым лишь наполовину! Лучше бы они вообще не пробуждались. Ибо человек, ставший выше звериных инстинктов и сохранивший свои жизненные силы, но в какую-то минуту отступивший назад, катится в пропасть гораздо быстрее, чем тот, кто никогда не пробуждался.

Если же вы сохраняете свои жизненные силы и по­зволяете им растекаться по нервам во все уголки вашего тела, не искажая их похотливыми и алчными мыслями, вас всегда будет наполнять чувство радости, намного превос­ходящее удовольствие от плотского общения. Сбросьте с себя змею, и пусть она пресмыкается на брюхе своём в трясине похоти и страстей.

Если бы человек осознал, что жизненные соки в сотни раз важнее крови, он бы перестал бездумно их расточать. Но он закрывает на это глаза (или же вообще ни о чём не догадывается) и продолжает жить так же, как раньше, в слепоте или невежестве. Но вот наступает последняя Жатва, и раздаётся плач и скрежет зубов.

Вы привыкли относиться к старости и сединам с почётом и уважением, и я вас нисколько за это не осуждаю. Но взгляните ещё раз на эту картину и подумайте, кто достоин большего уважения: убелённый сединами старец, по невежеству или из упрямства растративший все свои силы, или зрелый муж в расцвете сил и здоровья, становящийся с каждым годом добрее и великодушнее? Человек, обретающий плачевный конец по незнанию, достоин сожаления, но тот, кто знает истину и не следует ей, заслуживает осуждения.

***

В непреложном законе Природы, обрекающем всех хищников на вымирание, не бывает исключений. Природа вершит высшую справедливость, и, по закону вселенной, агрессор, будь то зверь или человек в облике зверя, лесной или городской житель, всегда проигрывал, проигрывает и будет проигрывать до скончания века. Лев всегда терпит поражение. Он проигрывает даже тогда, когда побеждает. Убивая, он умирает сам. Разрывая зубами трепещущую плоть украденной овцы, он пожирает свой собственный род. Когда первый лев повалил на землю свою первую жертву и, клацнув окровавленными челюстями, заурчал от удовольствия, он проревел не песню победы над своей беспомощной жертвой, но отходную над собственным родом. Хищники — неприкаянные скитальцы. Львы не собираются в стада. Медведи не ходят стаями. Дикари живут небольшими группками, враждующими между собой. И в мире людей, и в мире зверей жестокость обращается на саму себя и служит источником слабости.

Итак, по закону вещей, дикие животные обязаны уйти со сцены. Ни один великий полководец никогда ничего не завоевал. Все его победы — сплошной самообман. Импе­рии, созданные силой меча, разрушаются до основания. Когда рушатся империи, воины всегда отрекаются от силы и прибегают к правосудию. Хищник в облике человека или животного всегда одинок, беззащитен и обречён, ибо подлинная сила — в кротости. Кротость — тот же лев, на­делённый всеми львиными качествами, за исключением кровожадности, и скоро весь мир признает кротость своим единовластным повелителем.

Человек творит себя либо разрушает. На наковальне мысли он куёт оружие собственного уничтожения или же мастерит инструменты для постройки небесных замков радости, силы и мира. Если человек делает правильный выбор и верно применяет свои мыслительные способ­ности, он восходит к Божественному Совершенству. При злоупотреблении своими мыслительными способностями он нисходит ниже уровня животного. Между двумя этими полюсами расположены бесчисленные градации характе­ра; их творец и хозяин — сам человек.

***

Мы можем мысленно представить себе, каких вершин способен достичь человек, если всеми его помыслами, де­лами и поступками руководит истинный Дух; или, говоря словами Иисуса, когда на него «снизойдёт Дух Святой». Он говорил о том времени, когда Сила Божья станет це­ликом определять жизнь всех Его чад. Он говорил о во­площении Бога в человеческом облике. Неужели вы не видите, что степень духовного развития людей, постигаю­щих жизнь и учение пророков и прорицателей, напрямую зависит от того, насколько это развитие приближает во­площение Бога во всех Его чадах?

Не вызывает сомнения, что люди, неуклонно следую­щие истинным идеалам жизни, которые они восприняли от самого Бога (и которые, следовательно, служат связующим звеном между Богом и человеком), достигают величайшего благородства характера, душевной чистоты и нравственной высоты. Если бы те из нас, кто стремится воплотить их идеалы в жизнь, сумели совершить то же, что и они, мир осознал бы, наконец, что подвиг их жизни знаменует собой раскрытие неиспользованных возмож­ностей всех Божьих чад.

Ни один из них не решился ещё утверждать, что до­стиг предельного совершенства, которое Бог уготовил Своим детям; ибо Иисус говорил: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». И Будда, и Иисус говорили: «Будьте со­вершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

Эти сыны Божьи — не мифические персонажи; их слова и дела отзываются в жизни и сердцах людей на протяжении многих исторических эпох. На почве их жизни выросли мифы и традиции. Но, если вы хотите удостовериться в истинности их жизни и характеров, попро­буйте применить их учение в своей повседневной жизни. Тот факт, что идеалами, выраженными этими великими людьми, руководствуются все истинно великие нации, служит ещё одним доказательством их истинности. Если кто-нибудь станет отрицать существование этих великих людей, пусть объяснит нам, откуда взялись великие мировые религии. Мы убеждены в том, что они являются фундаментом и несут на себе отпечаток неодолимого инстинктивного влечения к истинному исправлению чело­вечества; они предприняли всё возможное для того, чтобы освободить род людской от оков материального рабства.

Мы знакомы с жизнеописаниями этих людей и всегда можем обратиться к ним за справкой и разъяснением — стоит лишь распахнуть навстречу им свои сердца и под­ражать их жизни, учению и идеалам. Только так сможем мы вникнуть в смысл их жизни и слиться с нею. В этом заключается вдохновенное послание всех истинных про­роков со времён сотворения мира. По меньшей мере, двое из этих духовно просветлённых людей — Иисус и Будда — сумели реализовать великие возможности, о которых проповедовали народу. В схожих выражениях они говорили: «Аз есмь путь и истина и свет жизни для всех людей». Достигнув божественных высот, они имели пол­ное право сказать: «Аз есмь свет мира. Тот, кто пойдёт за мной и проживёт такую же жизнь, как Я, больше не будет блуждать во тьме, но обретёт Жизнь Вечную и навсегда освободится от оков материального мира». Вторя друг другу, они говорили: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Эти слова имеют прямое отношение к истинному раскрытию жизни Христовой в каждом Божьем чаде.

Все религии мира толкуют о высшей силе, заложен­ной в человеке и стремящейся освободиться от ограни­чений органов чувств. Священные тексты различных народов неоднократно свидетельствуют об этом. В Книге Иова предвосхищена вся ваша история. Она написана в этой стране, и её мистическое значение сохранялось неиз­менным на протяжении веков, хотя, возможно, несколько затуманилось из-за фольклорных привнесений. Народы один за другим сходят со сцены, а мистический глагол Иова не умирает, ибо тот, кто пребывает под сенью Всевыш­него, пользуется покровительством Всемогущего. Мы должны уяснить ещё одну важную мысль: все священные писания создаются на основе религии, а не наоборот. Писание — следствие религии, а не её причина. История религии берёт начало в опыте, а евангелие черпает мате­риал в религии.

Скоро вы поймёте, что самое мощное средство для достижения поставленной цели состоит в единстве наме­рений и усилий. Сейчас люди мыслят, как кому вздумается, но наступит день, когда они обретут единство мысли. Люди добьются успеха лишь в том случае, если объединят все свои усилия и сообща возьмутся за дело. Если воля едина, возможно всё. Когда человек выбросит из своего сознания эгоистичные сатанинские мысли, прекратится битва между Гогом и Магогом; но в этом ему не сумеет по­мочь ни одно внешнее божество.

Когда Иисус говорил: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь»[ii], он намекал на то духовное слово, с по­мощью которого были созданы все вещи; и он сознавал, что его слово наполнено сущностью жизни и движущей силой, способной произвести всё, чего бы он ни пожелал. Если бы эти слова прозвучали в душах всех людей и наро­дов, они бы поняли, что имеют доступ к источнику Вечной Жизни, берущей начало в Боге.

Представьте себе, что Христос восседает на престоле, расположенном прямо за сердцем — средоточием любви. Христос руководит оттуда всей деятельностью вашего тела в согласии с непреложным Божьим законом и раз­деляет с вами идеалы, полученные непосредственно от Божественного Разума. Христос, восседающий на престо­ле, проникает в каждый атом, в каждую клетку, в каждую ткань, каждую мышцу и каждый орган вашего тела. В конце концов, он заполняет собой всё, и ваше тело становится чистым Христом, Единородным Сыном Божьим; чистым храмом — местопребыванием Бога, в котором он любит находиться. С этого престола вы можете проникнуть в лю­бой центр вашего тела. Вы можете сообщить в эти центры, что вы — положительны, исполнены любви, сильны, мудры и бесстрашны; что вы — свободный дух. Вы чисты духовной чистотой. К вам уже не могут приблизиться ни одна брен­ная мысль, ни одно смертное желание или нечистота. Вы погрузились в чистоту Христа. Дух жизни во Христе сделал вас чистым храмом Божиим. Теперь можете сделать паузу и сказать: «Отче! Открой мне Христа, Твоего совершенного Сына, во всех вещах». И затем благословите Христа.

Когда вы осознаете в себе Христа, вы сможете про­тянуть руку и сказать про себя: «Хочу, чтобы в ней по­явилось золото», — и ваша ладонь наполнится золотом.

Баггет вытянул обе руки, и в каждой из них появи­лось по круглой золотой монетке — величиной чуть больше английского соверена. Он раздал их сидевшим справа и слева от него, те передали их своим соседям, а те — своим и так далее, пока монетки не обошли всех присутствующих. (Мы сохранили их и показали затем специалистам, которые единодушно признали, что они из чистого золота.)

Если вы хотите помочь ближнему, представьте Хри­ста, восседающего на престоле у него за сердцем, и об­ратитесь к нему так, словно говорите с самим человеком.

Если вы хотите получить более ясное представление о каком-нибудь предмете, позвольте своему Христу обра­титься к абстрактной душе этого предмета или вещи. А затем попросите внутренний разум самой вещи рассказать о себе.

Божьи дети столь же необходимы Всевышнему для ис­полнения Его совершенного плана, как растения, цветы и деревья; но дети Божьи должны взаимодействовать между собой совершенным образом. Из-за того, что человек отступил от этого совершенного плана взаимодействия, мир вышел из равновесия и на море поднялись огром­ные волны, уничтожившие большую часть Божьих чад. Равновесие на земле возможно только тогда, когда сердца всех Божьих чад питают совершенную мысль о Любви, соединённой с Силой и Самообладанием. Когда люди растратили свои силы в греховных и похотливых мыслях, взбудораженная земля вышла из равновесия и безжалост­ные волны смыли с её лица человека и творения его рук. А в те времена человек успел достичь гораздо большего, чем сейчас. Но нашими мыслями о любви и равновесии, или ненависти и неуравновешенности управляет не Бог, а мы сами. Когда сила мысли, выведшей землю из равнове­сия, была рассеяна той великой катастрофой, которую она сама же и породила, Всемогущий Бог сумел восстановить на земле равновесие и порядок; но пока на земле властвует человеческая мысль, Бог бессилен что-либо сделать.

Бэрд Т. Сполдинг

«Жизнь и Учение Мастеров Дальнего Востока».

Том I, II