Постулаты Бытия — II

Если бы мы могли мысленно встать на такое место, с которого можно было бы обозреть течение всей эволюции и изучить историю нашей цепи миров, но не так, как они представляются нам в воображении, а такими, какими они являются в своей действительности, такими, как есть на самом деле. Тогда, глядя на эти развивающиеся миры и на развивающееся человечество, можно было бы всё это изобразить в такой картине.

Мы бы увидели в пространстве большую гору, а вокруг горы, до самой вершины кольцами вьющуюся тропу. Эта тропа огибает гору семь раз. На каждом повороте тропы привал, где путники могут отдохнуть от усталости. Дорога поднимается по спирали всё выше и выше до самой вершины. А на вершине стоит Храм из белого мрамора; он ярко сверкает на фоне голубого эфира. Этот Храм – цель пути, и те, кто вошёл в него, закончили своё странствие, и остаются там лишь для того, чтобы помочь тем, кто всё ещё поднимается. Внимательно всматриваясь в Храм, мы увидим в самой середине его Святая Святых и четыре притвора, кольцеобразно его охватывающих и находящихся в самом Храме. Притворы отделены друг от друга стеной, и в каждой из них по одной двери. Путник, желающий проникнуть в Святая Святых, должен последовательно пройти через эти четыре двери. Кроме того, кругом Храма тянется внешняя ограда, вмещающая значительно больше людей, чем сам Храм.

Храм, его ограды и вьющаяся вокруг горы тропа составляют картину эволюции Человечества: это путь, по которому оно идёт; цель его – достигнуть Храма. По горной дороге шаг за шагом, медленно поднимается человеческая толпа. Так медленно, что движение её едва-едва заметно. Это веками совершающееся движение кажется таким медленным, утомительным и тяжёлым, что удивляемся терпению и мужеству странников. Миллионы лет, в натуральном смысле, проходят в пути. Миллионы лет странник неустанно поднимается в гору, и в течение этих веков путник переживает бесконечное число жизней и продолжает шаг за шагом двигаться вперёд. Глядя на всех этих бесчисленных путников, невольно спрашиваешь себя: Отчего они идут так медленно? Зачем все эти миллионы людей совершают такой длинный путь? Зачем они так стремятся к тому Храму, что стоит на вершине горы?

Глядя на них, невольно приходит мысль, что они идут так медленно потому, что не видят своей цели и не сознают направления, по которому двигаются. Путники постоянно сбиваются с пути, увлекаясь то в одну, то в другую сторону. Они не идут прямо по дороге, как люди, сознательно стремящиеся к цели, а рассыпаются во все стороны, как дети, бегающие по лугу за цветами и бабочками.

Время как будто проходит даром. И когда наступает ночь, кажется, что путники очень мало продвинулись вперёд. И более развитые ненамного опережают других, неразвитые же засыпают на том самом месте, где они толпились весь день и где их застала предыдущая ночь. Утомительно смотреть на это страшно медленное шествие людей, и невольно спрашиваешь себя: почему же они не поднимут глаз и не пытаются понять направления, по которому им надо идти?

А между тем к Преддверию Храма, которого достигают передовые отряды путников, ведёт не одна только спиральная дорога. Из многих её точек поднимаются тропинки, ведущие прямо вверх, по которым сильные и мужественные путники могут подняться, если у них хватит смелости и силы.

Первый шаг по прямому пути к Преддверию Храма путник делает тогда, когда его душа, миллионы лет стихийно поднимавшаяся по спиральной дороге, понимает, что его путь имеет цель: он впервые поднимает глаза и на мгновение видит вершину, озарённую светлыми лучами, исходящими от Белого Храма. После этого молниеносного откровения он больше никогда уже не останется тем, чем был до этого – он увидел цель и конец пути: он видел вершину и ту отвесную тропу, которая ведёт прямо к Сияющему Храму. В эту минуту озарения, когда путник видит, что вместо того, чтобы столько раз огибать гору по спиральной дороге, можно подняться быстрее к вершине, он понимает, что крутая тропа имеет целью Служение. И что вступающие на неё должны пройти через эти врата, чтобы достигнуть Преддверия Храма, осознать, что цель жизни – служение, а не эгоистическое искание себя, и понять, что единственный способ подниматься быстрее – это спешить в Храм, дабы из Храма послать помощь отставшим.

На мгновение только лишь сверкнул перед душой яркий луч света. Сверкнул и потух. По вьющейся дороге рассыпано много привлекательных предметов, невольно притягивающих к себе внимание. Но раз душа уже видела свет, раз она уже озарена сознанием конечной цели и долга служения, то в ней навсегда останется стремление ступить на крутую тропу и пройти путь к Преддверию Храма.

После этого первого видения душа озаряется светом снова и снова, и каждый новый луч разгорается ярче и ярче. Те, кто хоть на мгновение осознал цель и смысл жизни, начинает подниматься с большей уверенностью и большей скоростью. Они всё ещё идут по спиральной дороге, но они всё более и более проявляют те свойства, которые мы называем добродетелями. И всё более и более углубляются они в религиозное настроение, которое поясняет им, как достигнуть Храма. Души, осознавшие возможный конец пути и чувствующие влечение к крутой тропе, отличаются от своих товарищей своей способностью терпеть и преодолевать. Они идут в первых рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они идут скорее потому, что видят цель впереди, знают направление и пытаются осмыслить свою жизнь. Они уже не кидаются бесцельно из стороны в сторону, не делают более то шаг вперёд, то шаг назад. Озарённые желанием помочь своим братьям, они понемногу обгоняют толпу.

И тогда перед ними встаёт прекрасное, но несколько суровое видение, которое говорит им о возможности более краткого пути. Оно являет собою Знание. Религия и Служение – его родные сёстры. Втроём они ведут душу к той светлой заре, которая прольёт в неё свет полного понимания и туманные мечты заменит ясно осознанная цель. В эту минуту святого озарения, когда душа признаёт Служение законом своей жизни, из глубины её вырывается обет, служить беззаветно человечеству. Это первый обет, хотя он произносится ещё не вполне сознательно, полон глубокого значения. В Писании говорится про одного из тех, который раньше всех поднялся по крутой тропе, про того, кто шёл так быстро, что оставил всё человечество позади себя. Прошли века и его стали звать Буддой. Говорится, что он исполнял свой обет из века в век, ибо совершенство, которым он озарил мир, вылилось из его сокровенного обета служить миру. Такой обет связывает невидимыми нитями душу с теми, кто опередил её, и приводят к тропе Испытания, тропе, ведущей через Преддверие прямо к вратам Храма. Наконец, после многих жизней, полных стремлений и труда, душа, сделавшись чище, благороднее и мудрее, обнаруживает выросшую сильную волю. Эта воля говорит уже не шёпотом, навеянным прекрасной мечтой, а словом решительным и властным, требующим ответа: душа стучится у входа к внешней ограде. Она стучится с полным пониманием трудности и размера задачи, которую берёт на себя, и вместе с тем с непоколебимой решимостью довести свой долг до конца. Эта смелая душа решила выдвинуться из толпы, которой предстоит ещё в течение миллионов лет подниматься по спиральной дороге. А она в несколько человеческих жизней хочет добраться до вершины горы по той крутой, отвесной тропе, которая прямо ведёт в Святая Святых. В несколько человеческих жизней она хочет сделать то, что человечество совершит через миллиарды лет. Она берёт на себя такую работу, которую ум может не выдержать, такой могучий труд, что душа не могла бы выполнить его, не осознав уже свои скрытые силы и свою божественность.

Итак, душа стучится, врата раскрываются, и она проникает во внешнюю ограду Храма. Всех врат четыре и каждые врата символизируют одно из высших Посвящений. Войти может только та душа, которая навсегда отдалась Вечному и утеряла интерес к вещам преходящим, ибо когда душа уже вступила в Храм, она более не выходит из него никогда, она вступила в святилище, туда, откуда нет возврата.

Дано в сокращении для ознакомления. Анни Безант